Я сейчас смотрю на него и просто не могу узнать своего ребенка.. Я советую всем тем, кто столкнулся с такой проблемой, бороться за своего ребенка, идти за помощью, не отказываться от помощи...
Я на данный момент вижу изменения от того, что он попал в центр..он стал спокойным, стал интересоваться нами, стал задавать вопросы..сейчас я приехала к нему и вижу что он стал совершенно другим человеком..
К моему счастью попалась листовочка с вашим центром, мы обратились в этот центр...сейчас он уже третий месяц находится на лечении.. выглядит замечательно.. поправился.. общается замечательно.. все у нас хорошо...
Пролечившись три месяца уже видны изменения.. он стал более уравновешенным.. у него поменялось мировоззрение.. он стал о нас думать.. у него появилось желание помогать таким как он..
Суицид является следствием психосоциальной дезадаптации личности, возникшей вследствие неустойчивого состояния психики. Проще сказать, суицидальное поведение подростков или взрослых людей имеет непосредственную связь с личностными и физическими проблемами, спровоцировавшими стрессовое состояние и приведшими к психической нестабильности. Чтобы предотвратить попытку самоубийства, необходимо знать, какие причины могут подтолкнуть человека к наложению на себя рук и какие признаки сопровождают сформировавшиеся суицидальные намерения.
В понятие суицидальное поведение включены как попытка к самоубийству, так и завершившийся смертью акт наложения на себя рук. Планирование, рассмотрение или обдумывание процесса сведения счетов с жизнью носит в психиатрической терминологии название суицидальное мышление. Общей целью суицида, по мнению ученых, изучающих проблемы с психикой, является поиск решения, когда у человека, как он думает, нет выхода из сложившейся ситуации, а интенсивность душевных или физических страданий стала невыносимой, и не осталось сил бороться.
Такой же точки зрения придерживаются и опытные, имеющие высшие категории психиатры частной клиники Взаимопомощь, способные эффективно корректировать проявления суицидального поведения. Беседуя с родственниками самоубийц, наши квалифицированные специалисты подчеркивают неоспоримую истину: никто не совершит самоубийство от радости, да и состояние блаженства не может подтолкнуть человека к наложению на себя рук. Речь в такой страшной, способной стать непоправимой, ситуации идет невыносимой психической боли.
В клинической суицидологи существует правило: снизьте, даже совсем незначительно, интенсивность страданий, и человек задумавший самоубийство сделает выбор в пользу жизни. Безосновательные и бессмысленные суициды никогда не происходят, их, с точки зрения психотерапевтов-суицидологов, провоцируют глубокие эмоциональные чувства:
стыд;
чувство вины;
фрустрация (разрушение вымечтанных замыслов и планов).
Доминирующей же эмоцией, толкающей к попыткам совершения самоубийства, суицидологи однозначно считают враждебность. За всеми перечисленными эмоциональными состояниями скрываются чувства выраженной тревоги, смятения, беспомощности, внутренней опустошенности. Предпосылкой суицидального поведения как взрослых людей, так и, в большей степени, подростков, является психологическая дезадаптация. Причем в подростковом возрасте она может быть сформирована не только на уровне психики, но и носить социальный или физический характер.
Суицид, как уже говорилось, является намеренным желанием человека лишить себя жизни. Подобное поведение подразделяется на несколько разновидностей. У подростков попытки совершения акта лишения себя жизни, бывают:
Демонстративные. У ребенка могут появляться мысли суицидального характера, однако умирать на самом деле он не планирует. Попытки наложения на себя рук помогают ему сфокусировать на себе внимание своих близких. Дети подросткового возраста, склонные к демонстративному самоубийству, могут на виду у взрослых выпить гость безопасных лекарственных препаратов, сымитировать повешение, легко покалечить себя (сделать небольшой разрез кожного покрова на запястье), зная, что рядом находятся люди и их обязательно спасут. Однако если помощь от близких людей будет отсутствовать, т. е. они проявят полное равнодушие, подростки могут предпринять реальные попытки суицида.
Истинные. Данная разновидность самоубийства никогда не носит спонтанный характер. У человека на протяжении длительного времени отмечается угнетенное состояние, он мучается от давящего комплекса вины и изводится от постоянно возникающих негативных мыслей. Усугубляет ситуацию то, что окружающие его люди зачастую делают вид, что не замечают происходящих в его поведении изменений. О наличии у подростков истинного суицидального поведения может сказать их любовь к рассуждениям о безысходности ситуации и смысле жизни.
Аффективные. Попытки совершения суицида происходят на фоне выраженного эмоционального возбуждения. В этот период не только у подростков, но и у взрослых здравомыслящих людей нередко пропадает способность к рациональному мышлению и самоконтролю. Появление аффективной формы поведения может быть спровоцировано психозом, приступом сильной паники или серьезной эмоциональной травмой.
Выявлением предпосылок суицидального поведения у подростков должны заниматься не только специалисты, психиатры или психотерапевты, но и близкие ребенку люди. При отсутствии от родных реальной помощи дети, достигшие подросткового возраста, замыкаются в себе и приходят к мысли, что единственным способом избавления от негатива может стать только смерть.
Согласно статистическим данным, в России уровень подростковых самоубийств является одним из самых высоких в мире. Непосредственные причины суицидального поведения и мыслей у подростков имеют тесную связь с существующими в ближайшем окружении проблемами:
разводами и последующими повторными браками родителей;
тяжелой болезнью или смертью члена семьи;
склонностью папы или мамы к алкоголизму;
внутрисемейными конфликтами.
Все перечисленное приводит к изменению сферы общения ребенка и провоцирует возникновение сложного внутреннего конфликта: потребность подростка в общении остается, однако реализация ее в привычных формах становится невозможной. Не представляя, как в сложившейся ситуации повлиять на своих близких, дети задумывают самоубийство. К причинам, способным спровоцировать у подростков развитие суицидального поведения, можно отнести и негативные факторы окружающей среды:
Социальная изоляция, неприятие сверстниками, отчуждение от них.
Утрата значимых для ребенка отношений: разрыв с любимой девочкой или мальчиком, ссора с другом/подругой и т. д.
Проблемы в школе/лицее/колледже: длительный, тяжелый конфликт с преподавателем, травля со стороны одноклассников/одногруппников.
Причиной появления у подростков суицидального поведения может стать и стрессовое состояние перед ЕГЭ, ГИА, ЭГЭ. Также в последние годы, как отмечает неумолимая статистика, возросло число самоубийств среди детей подросткового возраста, получивших низкий балл на этих экзаменационных испытаниях. Такое возможно, если в семье предъявляют повышенные требования к получению ребенком хороших оценок, однако при этом не учат его реальным и эффективным способам преодоления стрессовых ситуаций.
Среди общепризнанных факторов риска, способных ускорить развитие суицидального поведения у подростков, психиатры выделяют:
склонность к депрессиям;
психические заболевания;
употребление психоактивных веществ;
чрезмерное увлечение литературой и песнями на тему смерти;
наличие у подростков свободного доступа к огнестрельному оружию.
У взрослых людей причинами развития суицидального поведения, толкающего к сведению счетов с жизнью, по данным статистики, проведенной Всемирной Организацией Здравоохранения, могут быть:
денежные потери (3%);
всепоглощающая страсть, не имеющая надежды на удовлетворение (6 %);
психические заболевания и сложности в семейных отношениях (по 18%);
страх перед уголовным наказанием (20%).
Остальные 35% попыток суицида среди взрослых людей остаются неизвестными. Психиатры отмечают, что возникновение суицидального поведения у взрослого человека, в отличие от подростков, нередко происходит без продолжительных предварительных размышлений. В связи с этим они рекомендуют научиться распознавать негативные изменения, указывающие на возможность совершения человеком непоправимого поступка, и помочь ему конструктивными действиями.
Если присмотреться к своему близкому внимательно, несложно заметить признаки, свидетельствующее наличии у него склонности к совершению самоубийства. Поведение суицидентов различно, однако в глаза всегда бросается неестественность их поведения. О возможном совершении акта наложения на себя рук может сказать появление нескольких признаков.
Прощание, имеющее чаще всего форму выражения благодарности. Суицидент благодарит различных людей за оказанную ему помощь в разные жизненные периоды.
Приведение в порядок своих дел. Человек, неважно, взрослый или подросток, неожиданно начинает наводить порядок в своих делах, хотя до этого он мог быть неряшливым, как бы делает последние приготовления.
Внешняя удовлетворенность. У принявшего решение свести счеты с жизнью и составившего план предстоящего акта самоубийства человека появляется прилив энергии, т. к. он уже определился и его перестали мучить мысли на эту тему. Такое поведение подростка успокаивает окружающих, предполагавших наличие у него суицидальных намерений, т. к. у них создается ложное впечатление, что ребенок перестал думать о суициде, однако состояние повышенной энергии и прилива сил может оказаться глубокой депрессии.
Словесные косвенные или прямые намеки: «Тебе не придется больше волноваться обо мне», «Когда я умру, вы еще пожалеете!», «Я скоро перестану быть для вас проблемой», «еще немного, и все проблемы решатся».
Проявление у подростков нездоровой заинтересованности к вопросам о смерти и постоянные шутки на суицидальную тему.
Полное безразличие к своему внешнему виду ̶ еще вчера отличавшийся аккуратностью человек перестает следить за собой.
Необъяснимое изменение режима сна: чаще всего задумавшие суицид подростки «уходят в глубокую спячку», т. е. могут спать целыми днями. Однако некоторые из суицидентов наоборот, лишаются сна. Они превращаются в «сов»: ходят допоздна по своей комнате взад-вперед без видимой причины, ложатся спать только под утро или могут вообще не спать, т. к. «гоняемые» мысли не дают не только уснуть, но даже спокойно лежать в постели.
Если вы заметили появление в поведении ребенка таких изменений, как депрессивный настрой, упадническое настроение, необходимо тут же принимать все возможные экстренные меры, чтобы помочь подростку справиться с этим состоянием и не совершить непоправимого шага.
Укрепление здоровья подрастающего поколения, и тем более сохранение жизни детей и подростков, это одна из основных задач, стоящих перед нашим обществом. Профилактические меры по предупреждению суицидального поведения должны применяться на всех уровнях:
семейном;
медицинском;
общественном;
педагогическом;
социально-психологическом;
правовом и общегосударственном.
К основным критериям результативной профилактической работы в этом направлении относятся: своевременность, последовательность, комплексность. Особенно значимое место в работе с детьми подросткового возраста отдается своевременности. От того, насколько своевременно и грамотно среагируют окружающие ребенка взрослые люди на готовящуюся попытку самоубийства, зависит, остановит ли подросток свой суицидальный план или реализует его.
Мероприятия по предупреждению развития у детей, суицидального поведения у детей, не достигших совершеннолетия, должны составляться с обязательным учетом всего спектра проблемы самоубийства:
Медицинские. Во время проведения медосмотров врачи должны выявлять наличие у подростков физиологических особенностей, способных стать причиной формирования суицидального поведения. К ним непосредственно относится и склонность молодого человека к употреблению психоактивных веществ.
Психиатрические (суицидологические). Психиатры, работающие со школьниками во время профосмотров, должны своевременно выявлять развитие у ребенка какой-либо патологии психики и направлять его на дополнительное диагностическое обследование.
Психологические. С детьми, имеющими неконструктивные личностные установки и склонность к аутоагрессии школьные психологи должны регулярно проводить индивидуальные коррекционные занятия.
Социальные. Создание ребенку, потенциально склонному к самоубийству, надлежащего социального статуса и, по возможности, коррекция социально-экономических условий его жизни.
Для того, чтобы работа с суицидальными тенденциями подростков была успешной, необходимо наличие соответствующей инфраструктуры:
телефоны доверия;
социально-психологические реабилитационные кабинеты при медицинских учреждениях.
Основной социально-психологической причиной развития суицидального поведения у подростков является семейная дезорганизация. Дети, совершающие суицид, обычно растут в неблагополучных семьях и часто становятся свидетелями родительских конфликтов или подвергаются со стороны взрослых моральному унижению и физическому насилию. Уход из семьи кого-то из родителей, их тяжелая болезнь или смерть, потеря контакта и взаимопонимания с матерью или отцом так же могут спровоцировать самоубийство ребенка.
Опытные психиатры клиники Взаимопомощь советуют родителям детей подросткового возраста для предупреждения и недопущения фатальных последствий прислушаться к следующим рекомендациям:
Проблемы, имеющие непосредственное отношение к сохранению психического и физического здоровья ребенка, оставлять нерешенными ни в коем случае нельзя.
Любую ситуацию, кажущуюся ребенку трудной, следует совместно с ним анализировать и подбирать наиболее подходящий выход из нее.
Учить детей с раннего детства предвидеть возможные последствия совершаемых поступков, озадачиваясь вопросом «Что случится, если…» и нести за них ответственность.
Воспитать привычку обсуждать с отцом или матерью любые проблемы, страхи, обиды, сомнения, переживания и тревоги, а не только информировать их о своих успехах и достижениях.
Не откладывать на потом ответы на вопросы ребенка о различных физиологических проблемах.
Не подтрунивать над подростком, если он в какой-то ситуации оказался недостаточно сильным морально или физически. Необходимо поддержать его и помочь найти верный путь разрешения существующей проблемы.
Родители должны не просто воспитывать ребенка, а принимать непосредственное участие в его жизни, интересоваться увлечениями, строить планы, вести беседы о будущем. По возможности следует знать всех, с кем он тесно общается и дружит. Категорически не рекомендуется сравнивать подростка с другими ребятами, которые кажутся вам более добродушными или успешными. Такие сравнения способны значительно понизить его самооценку, тем более если она и без того низкая.
Детские самоубийства – это то, чего можно избежать практически в любом случае. Главное, что необходимо для этого, это своевременно заметить появление тревожных сигналов. Ни один подросток не примет решение свести счеты с жизнью и воплотит его за несколько часов. Как правило, мысли о самоубийстве зреют в голове у ребенка на протяжении нескольких дней или даже недель, и все это время он различными способами пытается дать понять родителям, как ему плохо.
Внимательные отцы и матери ни в коем случае не оставят без внимания появившиеся в поведении их ребенка изменения и предпримут все меры для оказания ему действенной помощи. Тем более, что большинство подростков, у которых сформировались суицидальные намерения, на самом деле не имеют непоколебимого решения умереть, а колеблются между желанием уйти из жизни и быть спасенными. Суицидальное поведение является попыткой привлечь к себе внимание, громким криком о помощи.
Не всегда родителям удается самостоятельно помочь ребенку, задумавшему добровольный уход из жизни. Если ситуация выходит из-под контроля и по вашим ощущениям близится к фатальному концу, лучше всего не откладывая обратиться за профессиональной помощью. Это же самое следует сделать, если у ребенка появилась тенденция к нанесению себе повреждений. Такое поведение не всегда связано с суицидальными намерениями, иногда подростки совершают подобные действия с целью заглушить физической болью душевные страдания, однако исключать попытки совершения самоубийства в данной ситуации не следует.
В нашей клинике есть телефон горячей линии, по которому вы можете в любое время суток получить консультацию психотерапевта высшей категории. Также по этому бесплатному номеру может позвонить любой суицидент, пожелавший высказаться. Наши специалисты, имеющие большой опыт разговоров с людьми, задумавшими самоубийство, делают в таких ситуациях следующее:
Стараются установить с суицидентом непосредственную связь, напоминая ему, что он личность, к примеру, постоянно обращаясь по имени.
Предлагают в решении проблемы, приведшей к душевному кризису, конструктивную помощь и призывают человека выработать и принять для ее решения четкие меры.
Напоминают суициденту, что у него есть близкие родственники и друзья, которым он не безразличен, и для которых его решение будет очень болезненным и даже непереносимым.
Предпринимают попытки организовать человеку с суицидальными намерениями личную встречу с опытным психотерапевтом, который сможет оказать ему профессиональную экстренную помощь.
Иногда на нашу горячую линию звонят люди, уже совершившие какое-либо суицидальное действие, например, включившие газовую конфорку и не зажегшие ее, или принявшие большую дозу лекарств. В этом случае специалист предпринимает все возможные попытки для выяснения их адреса. Если это не удается, он по другому номеру звонит в полицию, чтобы сотрудники правоохранительных органов отследили звонок, а сам продолжает разговаривать с суицидентом на различные темы до тех пор, пока не приедут полицейские и скорая помощь.